Сделать домашней | Добавить в закладки | Реклама на сайте
ПРАЙМ

ПОИСК

Версия для печати

Финансирование в «повестке»: откуда взять деньги на ESG-проекты?


26.02.2025 16:39


По данным НРА, в настоящее время повестка устойчивого развития Российской Федерации в первую очередь нацелена на реализацию национальных целей и обеспечение долгосрочного социально-экономического развития страны. Продолжение работы по повестке диктуется высокими темпами изменения климата в России, необходимостью обеспечения социальной стабильности, а также укреплению корпоративного управления.

Глобальный энергопереход является существенным вызовом для конкурентоспособности экономики России. Долгосрочный приоритет – сближение позиций по повестке с партнёрами по БРИКС+ и продвижение российских низкоуглеродных проектов. В условиях санкций и отсутствия иностранных инвесторов, на взгляд НРА, ключевыми целями устойчивого развития в России стали реализация в первую очередь адаптационных и социальных проектов, переход к экономике замкнутого цикла, а также повышение эффективности использования ресурсов. В социальной области акцент делается на развитии человеческого капитала.

Правительство и Банк России следуют «мягким» моделям регулирования как на финансовом рынке, так и в области достижения углеродной нейтральности. В ней приоритет отдаётся рекомендациям и добровольным раскрытиям, а «элементы обязательности» вводятся постепенно. Такой формат, с одной стороны, снижает финансовую нагрузку на бизнес, но, с другой стороны, не способствует быстрому развитию рынка финансовых инструментов устойчивого развития. Поэтому доля таких инструментов на финансовом рынке остаётся незначительной. Однако нельзя говорить о полном отсутствии стимулов к раскрытию практик устойчивого развития компаниями. Так, с 2025 года существует обязательное требование от Московской биржи раскрывать нефинансовую отчётность эмитентов первого и второго уровня листинга.

Объёмы размещения финансовых инструментов устойчивого развития остаются низкими. В 2024 году были размещены всего семь выпусков таких облигаций от трёх эмитентов на общую сумму 52,8 млрд руб. Превалирующая доля (40 млрд руб. или 76%) размещений пришлась на социальные облигации, выпущенные СОПФ ДОМ.РФ. Среди выпусков частных компаний следует отметить выпуск переходных облигаций АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» на сумму 10 млрд рублей и выпуски зелёных облигаций ПАО «ЕвроТранс» на сумму 2,8 млрд рублей. По состоянию на 29.01.2025 г. на рынке обращаются 47 выпусков ESG-облигаций 20 эмитентов на общую сумму непогашенного номинала 635 млрд руб.

«Мягкое» регулирование и отсутствие значимых экономических стимулов (особенно на стороне инвесторов), а также отсутствие иностранных инвесторов по-прежнему ограничивают развитие сегмента финансовых инструментов устойчивого развития, особенно на уровне производственных компаний. Ещё одним ограничивающим фактором остаётся жёсткая денежно-кредитная политика. Бесспорными лидерами размещений являются институты развития и государственные агентства. По оптимистическому прогнозу Агентства, при снижении геополитической напряжённости, объем размещений финансовых инструментов устойчивого развития в 2025 году может составить около 70 млрд рублей, однако большая часть из этих размещений может состояться во второй половине года. Однако в случае усиления геополитических рисков, объем размещений таких инструментов в этом году вряд ли превысит 30-40 млрд рублей, а то и меньше. Тем не менее вектор развития отрасли оценивается нами в положительном ключе: в среднесрочной перспективе (2026-2027 гг.) вполне реально достичь уровня выпусков х2 (100-150 млрд руб.).

Эффект снижения ставок для рыночных инструментов устойчивого развития (greenium) остаётся незначительным. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента. Для перехода этого сегмента к существенному росту необходимо введение Банком России пониженных риск-весов для инструментов устойчивого развития.

Оценочный портфель кредитов устойчивого развития банков (без институтов развития) на конец 2024 года составлял около 6 млрд рублей, из которых более 3,5 млрд рублей составлял портфель ПАО «Сбербанк». Информация о большинстве ESG-портфелей многих банков остаётся закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования. ESG-портфели банков не верифицированы внешними оценщиками, что не даёт оценить степень соответствия кредитов критериям устойчивого развития. Помимо институтов развития, лидерами ESG-кредитования являются системно-значимые финансовые институты: Сбер, ПСБ, Россельхозбанк, ВТБ, ПАО «Совкомбанк».

Источник: https://www.ra-national.ru/analitika/finansirovanie-v-povestke-otkuda-vzjat-dengi-na-esg-proekty/

Раскрытие информации "ПРАЙМ"
8-800-333-50-50
(будни с 8-00 до 20-00 мск)
E-mail: disclosure@1prime.ru

Важная информация:

    Электронные документы, содержащие публичную информацию, должны быть подписаны эмитентом усиленной квалифицированной электронной подписью.
    Организациям, раскрывающим информацию на добровольной основе, необходимо направить письмо на адрес disclosure@1prime.ru с запросом для их подключения к сервису раскрытия информации без использования электронной подписи.